8. АРТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Если Вы чувствуете, что жизнь в Вас бьет ключом, и после 5 минут созерцания начинает чесаться нос, или если у Вас слишком больное самолюбие - лучше становиться артистом, чем нищим. Разница, собственно, не велика: ни артист, ни нищий не производят ни благ, ни услуг. Нищий предлагает окружающим дать ему денег за то, что он ЕСТЬ, артист же - за то, что он совершает некое действо, результат которого, однако, никак нельзя унести с собой. Что именно это за действо - на важно. Искусство - вещь туманная. И если артисту-карьеристу нужно не только ковать свое НЕЧТО, но и убеждать кого надо, что это она, нетленка, и есть, то артисту свободному, бродячему достаточно просто положить перевернутую шляпу рядом с местом, где он разрождается в муках творчества. Уличная артистическая деяnельность выгодна тем, что Вы, вроде, и не просите денег - так, что-то делаете в свое удовольствие, а люди Вам сами что-то дают. Это хорошо и для самолюбия и для законности - раз нет понуждения платить, значит, трудно обвинить в нелегальном заработке, что весьма важно в странах, где понимание необходимости уплаты налогов, похоже, уже перешло на генетический уровень. Ваши деньги - добровольные подношения , а сами Вы - дарите радость большим и малым. Множество знакомств, предложений пива, а может быть - встреча с продюсером и взлет на вершину славы - ах, Пиаф, Пиаф! ...«8. АРТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Если Вы чувствуете, что жизнь в Вас бьет ключом, и после 5 минут созерцания начинает чесаться нос, или если у Вас слишком больное самолюбие - лучше становиться артистом, чем нищим. Разница, собственно, не велика: ни артист, ни нищий не производят ни благ, ни услуг. Нищий предлагает окружающим дать ему денег за то, что он ЕСТЬ, артист же - за то, что он совершает некое действо, результат которого, однако, никак нельзя унести с собой. Что именно это за действо - на важно. Искусство - вещь туманная. И если артисту-карьеристу нужно не только ковать свое НЕЧТО, но и убеждать кого надо, что это она, нетленка, и есть, то артисту свободному, бродячему достаточно просто положить перевернутую шляпу рядом с местом, где он разрождается в муках творчества. Уличная артистическая деяnельность выгодна тем, что Вы, вроде, и не просите денег - так, что-то делаете в свое удовольствие, а люди Вам сами что-то дают. Это хорошо и для самолюбия и для законности - раз нет понуждения платить, значит, трудно обвинить в нелегальном заработке, что весьма важно в странах, где понимание необходимости уплаты налогов, похоже, уже перешло на генетический уровень. Ваши деньги - добровольные подношения , а сами Вы - дарите радость большим и малым. Множество знакомств, предложений пива, а может быть - встреча с продюсером и взлет на вершину славы - ах, Пиаф, Пиаф! Вот некоторые практические рекомендации касательно жанров: а)ПЕНИЕ И МУЗИЦИРОВАНИЕ Самое простое - сольное пение. Голос у каждого с собой, и почти не найдется человека, которому не случалось бы петь “Ой, мороз, мороз” под конец обильного застолья. Другое дело, что у многих вокальные способности проявляются только после принятия алкоголя, который в Вашей ситуации тоже раздобыть надо. Поэтому для тех, кто не может петь по трезвости, лучше заняться инструментальной музыкой. Тут есть элемент отстраненности - не я, мол, так скверно звучу, а этот, чтоб ему, барабан - сразу психологически легче. Пусть Вас не смущает факт, что до данного момента Вы, может быть, имели к искусству лишь сочувствующее отношение (т.е. вздыхали, когда Ваша сестра в восьмой раз безрезультатно поступала попеременно в театральный, консерваторию и художественное училище). Теперь, чтобы стать музыкантом, умение играть на традиционных инструментах не потребуется - все равно никакого инструмента у Вас нет, а шанс наткнуться в кустах на белый рояль или даже завалящую гитару фабрики им. Луначарского крайне мал. Потому займитесь поиском предметов, из которых можно извлечь хоть какие-нибудь звуки. Подойдут пустые бутылки, жестянки, кастрюли, сантехника, пожарный брандсбойт и многое другое. Просто испытывайте все встречающиеся Вам вещи на возможность звучать - и вскоре Вы будете поражены, насколько пространство вокруг заполнено музыкальными орудиями. С помощью пяти бутылок, в которые до разного уровня налита вода, Вы быстро научитесь исполнять импровизации на тему “Во поле березка стояла”. (Бутылки могут быть как духовыми, так и ударными инструментами.) Если исполняемая мелодия даже отдаленно не будет напоминать оригинальный опус, это ничего - “Березка” в Европе не у каждого на слуху, и нужно только дать публике понять, что исполняемое произведение - фольклор одной дикой страны. Пусть Ваша Песнь не очень музыкальна. Европейцы любят получать от жизни подтверждения, что они лучше и способнее других народов. Это избавляет их от комплекса, возникающего из-за того, что уровень жизни в местах их обитания много выше, чем в 9/10 остального мира. Не бойтесь изобретать инструменты и изготовлять их из чего попало. Вот автор “березки”, которая во поле стояла, срезает с дерева три пруточка - и тут же у него из них - три гудочка готовы, да еще и четвертая балалайка, - было бы чем срезать. Не получается играть мелодии - попробуйте ритмы. Многие народы клавесинов не знали, одни только там-тамы, и жили весело. А наш полководец Суворов? Говорят, до самозабвения барабан любил, все европы с ним покорял. И Вы - стучите радостно в таз и кастрюли, пусть это будет ритм Вашего сердца. Артист, хоть и живет пожертвованиями, как и нищий, должен трогать иные струны в душе прохожего. Тому, кто специализируется на фольклоре разных диких народов, хорошо иметь национальный костюм. Кстати, понятие “дикий народ” - довольно широкое. Для баварца, потягивающего в субботу утром пивко в биргартене, одинаково дикими покажутся проходящие мимо: шотландец в юбке, финн, пьющий водку из горлышка, папуас, жующий копченую ляжку своего недруга. А сам этот баварец будет выглядеть дикарем для соседа-швейцарца - за то, что ест на завтрак колбасу. И национальный костюм - широкое понятие. Тот же баварец-бауер различит, к примеру, два типа штанов цивилизованного человека: джинсы - современные модные штаны, и кожаные шорты - то, что носил его прадед. Клетчатые юбки щотландцев, ватные штаны нашего человека, галифе, бриджи, набедренные повязки из перьев, панталоны, в которых щеголяли при дворе Луикенса XVI сольются в его голове в некую часть национального костюма дикаря-небаварца. Так что, работая над имиджем, смело сочетайте шапку-ушанку с юбкой из перьев. Только не забывайте про опрятность. Даже самый национальный туркменский халат, если грязный - уже не национальный костюм, а одежда неопрятного, лишнего человека в Европе. Недостатком музицирования является то, что музыка ЗВУЧИТ. И тем самым может ущемлять право налогоплательщиков на тишину. Пэтому никакая иная уличная деятельность в Свободном Мире не регламентируется так основательно, как музицирование. Заглавие одного из самых любимых мною документов переводится с немецкого так: РАЗРЕШЕНИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗЕМЛИ ДЛЯ УЛИЧНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ И ПЕНИЯ Далее следуют разные тонкости на целую страницу. Разрешение однодневное. Взыскано 20 шв. фр. Полиция города Шаффхаузен, Швейцария. Каждый город каждой страны старается иметь собственные правила для музыкантов. В шведском городе Мальме дозволено нарушать тишину только до 14.00, а в датском Копенгагене - только после 17.00. Желающие играть полный рабочий день могут переплывать пролив, разделяющий эти два города. В голландском Маастрихте Вам выдадут целый свод правил на 5 языках (русский, в это число, увы, не входит), согласно которым одинокие исполнители, играющие на тихих инструментах (следует список тихих инструментов) должны лишь оставить заявку в муниципалитете, в то время как обладатели громких инструментов (снова список), либо пользующиеся более чем одним инструментом одновременно, а также оркестранты облагаются пошлиной не больше, не меньше, а 27,75 гульдена в день. В Берне можно играть не больше, чем втроем, а в Лозанне - час езды от Берна - хоть симфоническим оркестром, но надо получить разрешение с тремя печатями, каждую из которых ставят в разных местах. В Монтре полиция продает купонные книжки не меньше чем на 10 дней игры, в Мюнхене специальная комиссия отбирает достойных играть на Мариенплатц - не чаще раза в неделю. На вокзале в Ношателе можно играть только по праздникам, а в Люцерне - только не по праздникам. Узнавать и запоминать, где какие правила, крайне трудно - но Вам это и ни к чему: беспаспортным никаких лицензий все равно не дают, а первый раз попавшимся нарушителям обычно лишь ставят на вид. Нужно лишь после каждого полученного предупреждения перебираться на новое место - в соседний город или хотя бы в соседний квартал. б) ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Самым оптимальным является жанр ПАНТОМИМЫ. Никаких звуков - никаких проблем с правоохранительными органами. Я остановлюсь на двух типах представлений, которые подойдут для начинающих актеров. Первое называется ПАМЯТНИК. Заберитесь на постамент (подойдет обычный ящик), примите величественную позу (к примеру, ленинскую классическую) и замрите. Перед постаментом, естественно, установите емкость для денег. Бросят монетку - кланяйтесь. Для налогоплательщика это особенная приятность, когда памятник ему кланяется, так что шоу беспроигрышное. Второе учебное представление называется ПОДГЛЯДЫВАТЬ РАЗРЕШЕНО. С помощью жердей и газет, либо полиэтиленовых мешков ограничте кусок пространства вокруг себя, и за этим заграждением имейте какую-нибудь личную жизнь: сосите палец, ковыряйте в носу, почесывайтесь. Снаружи должна висеть табличка, что за небольшое вознаграждение к Вам можно подсматривать. Потребность людей подглядывать в чужую жизнь необычайна велика, и такой театр может иметь больший успех, чем Киров-балет на гастролях. Оба описанных представления являются чем-то средним между дейсвием и бездействием, иллюстрируя, насколько эфемерна грань между нищенством и деятельностью артиста. Шоу, в котором происходит активное действие, для начинающих едва ли годится - требует либо большого количества реквизита, либо еще большего мастаерства. А вот добыв небольшой исходный капитал нищенством, музыкой или пантомимой, если не приглянулось ни одно из этих занятий, Вы можете открыть КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Купите в мясном магазине самого тощего цыпленка и подвяжите его на крестовину как марионетку. Научите эту птицу исполнять “Танец маленьких лебедей”, насвистывая при этом одноименную мелодию. Реквизит ежевечерне следует съедать. Когда надоедят цыплята-гриль на ужин, можно попробовать себя в новом амплуа: б) ХУДОЖНИК ПО АСФАЛЬТУ Если в школе у Вас не было “неуда” по рисованию, достаточно купить набор цветных мелков и, положив рядом с собой шляпу, начать произвольно разрисовывать мостовую, соблюдая при этом правило 2) для нищих (см. гл. 7 “Характерные отличия нищенства в Отечестве и на Западе”) Если же рисовать Вы совсем не умеете, нужно приобрести также крупного формата репродукцию какой-нибудь картины и раскрасить ее по-новой, приблизительно в те же цвета, но мелками. Получившееся произведение прилепите клейкой лентой к асфальту и сосредоточенно дописывайте какой-нибудь “последний штрих” - перстенечек, пуговичку. Картина будет вечно “почти готова”. При покупке репродукции помните, что чем больше, тем лучше, но на тратуар полотно должно помещаться, а также быть транспортабельным - придется иногда менять место выставки. При выборе сюжета помните, что у многих народов существуют темы, касаться которых не стоит. Не надо рисовать на берлинской мостовой про то, как наши флаг на Рейхстаг водружали, а на парижской - про французских мародеров, покидающих Москву, спаленную пожаром. А вот про гибель Помпеи - это везде можно, и в Италии, и даже в самой Помпее. Тут надо тонко чувствовать момент. г) ВЫРЕЗАНИЕ СИЛУЭТОВ Не хотелось бы обойти вниманием и этот вид искусства. Нужны ножницы и черная бумага. Здесь тоже два способа - традиционный (вырезание профилей, что требует определенной сноровки), и облегченный - по методу О. Бендера - клиент кладется на лист бумаги и вырезается ан-фас в полный рост. Несговорчивым, не желающим ложиться можно предложить вырезать их тень.
Мне кажется, что вышеперечисленных способов вполне достаточно для самостоятельного и не страдающего переизбытком комплексов человека, чтобы обеспечить себе хоть и бомжеское, но безбедное существование на чужбине.»